С 28 апреля 2018 года вступили в силу изменения в Правилах дорожного движения. Вводится новый дорожный знак 1.35 «Участок перекрестка» и новая разметка 1.26, за свой вид получившая название «вафельной» или «вафельницы».
Что такое «вафельная» разметка
Это разграничение перекрестка или его части диагональными полосами желтого цвета, визуально похожее на вафлю. Нанесение линий именно желтого цвета связано с тем, что так разметка лучше привлекает внимание водителей. Эту сетку наносят на участках, где наиболее часто образуются заторы в поперечных направлениях из-за выезда автомобилей на забитый перекрёсток.
Принцип работы «вафли»
Разработка и нанесение разметки 1.26 были сделаны с целью контроля за соблюдением требований Правил дорожного движения. Всем водителям давно известно, что нельзя выезжать на перекрёсток, если за ним образовался затор. Но, к сожалению, это правило довольно часто нарушается. В результате чего образуются длинные заторы. Участки для «вафельной» разметки выбраны в тех местах, где подобные нарушения происходят чаще всего. Либо для профилактики таких нарушений.
Проезд по такой разметке будет фиксироваться камерами, установленными на участках с «вафельницами». Это необходимо для разрешения возможных спорных ситуаций. По снимкам с камер можно будет определить, на сколько и с какой целью останавливался на перекрестке с жёлтой диагональной разметкой тот или иной автомобиль. О том, что проезд по «вафельнице» фиксируется камерами видеонаблюдения, должен предупреждать знак 8.23 правил дорожного движения «Фотовидеофиксация». Этот знак должен быть установлен под другим — 1.35 «Участок перекрёстка». Это новый знак, устанавливается перед участком дороги, на котором нанесена «вафельная» разметка. Он представляет собой серый квадрат с нанесенным на него желтым квадратом и пересекающимися внутри него по диагонали желтыми линиями.
Также на некотором расстоянии от таких перекрестков устанавливается предупреждающий щит с рекомендациями по проезду по «вафле» и надписью: «Не въезжай на разметку, если выезд занят».
Проезд «вафельных» перекрёстков
О том, как правильно проезжать перекрёстки с диагональной желтой разметкой, написано в пункте 13.2 Правил дорожного движения РФ в последней редакции. Главное отличие от предыдущей версии этого правила в том, что теперь движение по перекресткам будет происходить с учётом «вафельницы».
Основное правило проезда участков с такой разметкой-на «вафле» нельзя останавливаться. При любой остановке не исключено срабатывание камеры, и тогда придётся оплачивать штраф.
Исключениями являются следующие случаи:
- Когда необходимо сделать остановку при повороте направо или налево, чтобы пропустить пешеходов.
- Когда автомобилист совершает поворот налево и останавливается, уступая дорогу встречным транспортным средствам.
Только в этих случаях позволяется останавливаться на участках с разметкой 1.26.
Если вы всё же понимаете, что впереди образуется затор, и остановка на «вафле» неизбежна, можно посоветовать проехать вперёд до следующего перекрёстка, если будет такая возможность.
Выполнять разворот в зоне «вафельницы» также нежелательно. В любой момент может возникнуть ситуация, которая вынудит задержаться на перекрестке, а это уже будет считаться нарушением.
Штрафы за нарушение
Остановка на «вафле» предполагает наложение штрафа в соответствии с частью 1 статьи 12.13 КоАП. Благодаря тому, что проезд по перекрестку с «вафельной» разметкой фиксируется камерами, всем нарушителям правил дорожного движения рано или поздно будут приходить «письма счастья». За каждую остановку на «вафле», не отвечающую правилам и зафиксированную камерами, придётся заплатить 1000 рублей.
При этом сохраняется наказание за выезд на перекресток без «вафельной» разметки, если за ним образовался затор. Водителю по-прежнему придется заплатить штраф за это правонарушение, если оно будет зафиксировано инспектором ГИБДД.
«Вафельная» разметка была создана для улучшения качества жизни автомобилистов. Новшества иногда приживаются довольно долго и болезненно. Но, как показывает опыт западных стран, в частности, Великобритании, где «вафля» используется больше 5 лет, эта разметка позволяет увеличить пропускную способность на дорогах. Есть надежда, что и российские автомобилисты будут проводить в пробках гораздо меньше времени.